Адрес: 191039, Россия, Санкт-Петербург,

Невский проспект, д. 111/3

Мнения участников конференции

Дмитрий Львович Ильин, заместитель генерального директора – главный инженер ОАО «ЦИУС ЕЭС», г. Москва:

  

– Если подводить итоги конференции, то первое, о чем хотелось бы сказать: есть достаточно четкое понимание, куда двигаться. До последнего времени в нормативных документах содержалось довольно жесткое требование применять только оцинкованные металлические опоры – сначала решетчатые, потом многогранные.

   Сегодня следовало бы снять ограничения на применение железобетонных опор ВЛ, так как разрабатываются абсолютно новые конструкции из железобетона, более качественным стал сам бетон. Разрабатываются опоры из композитных материалов. Каждый из этих материалов может занять свою нишу на рынке. Необходимо просто понять, на каком участке ВЛ какое решение предпочтительнее с инженерной точки зрения, учитывая условия трасс ВЛ (наличие транспортной инфраструктуры, климатические условия, особенности грунтов и так далее).   

   Второе, что нужно отметить: ранее в качестве метода защиты металлических опор от коррозии принималось только горячее цинкование. Иные варианты даже не рассматривались, хотя это, наверное, следовало бы сделать, ведь в ряде регионов, отдаленных от центра России, нет заводов с линиями горячего цинкования. При этом альтернативные способы антикоррозийной защиты должны обеспечивать не менее надежную защиту от коррозии, чем оцинковка.

   Третье. Очень важную тему на конференции подняли представители СевЗап НТЦ: типовые решения, которые были разработаны более 40 лет назад для решетчатых опор и фундаментов для них, устарели. Изменились требования ПУЭ и других нормативных документов, появились новые материалы, оборудование. Необходим пересмотр типовых решений. А для этого необходимо финансирование и создание доступного информационного поля для проектировщиков.

   Здесь существует проблема. Прежде проектные институты были частью единой государственной энергетической отрасли, поэтому типовой проект, разработанный одним институтом, был доступен остальным. Сейчас, в условиях рыночной экономики, типовые работы распространяются на коммерческой основе, что сдерживает внедрение прогрессивных технологий. Не считаю это правильным. Любое эффективное техническое решение в части конструкций и материалов ВЛ должно быть общедоступным.

    В чем сейчас заключается основная проблема в сфере проектирования? Организаций, которые называют себя проектными, с каждым годом становится всё больше. Но многие из них не способны обеспечить выполнение своими силами полного комплекса задач, определенного заданием на проектирование, а качество их работы даже в каких-то отдельных аспектах проекта иногда не выдерживает критики. Между тем, как говорилось на конференции, один рубль, сэкономленный на проектировании, может принести до 10 рублей убытка при строительстве и эксплуатации энергетического объекта.

Дориан Артемьевич Голдобин, к.т.н., начальник отдела проектирования и сервиса ЗАО «ФЕНИКС-88», г. Новосибирск:

  

– Спектр проблем, который получил освещение на конференции, достаточно широк. Состоявшиеся дискуссии и общение с профессионалами в этой области выводят производителей на новый уровень
понимания путей взаимодействия с проектными организациями. Мало изготовить опытные образцы, успешно провести цикл испытаний, организовать публичную презентацию. Необходимо снабдить проектные фирмы удобными для использования типовыми проектными решениями.

   Можно долго обсуждать название конференции и размышлять на тему, что же понимается под термином умные сети, но окунувшись в атмосферу профессионального форума, получив массу полезной и актуальной информации, приходишь к выводу: умные сети создаются коллективами творческих людей. Они не останавливаются на стандартных решениях, а идут вперед, осваивают новые технологии проектирования и строительства ВЛ, используют научные достижения и мировой технический опыт. Умные сети создаются умными специалистами – вот еще одно впечатление от конференции.

   Тот факт, что интеллектуальный центр РФ в области электросетевого проектирования и строительства находится в Петербурге, вряд ли стоит оспаривать. Прекрасные постерные доклады молодых специалистов, которые работают и формируются в этой интеллектуальной среде и уже профессионально занимаются актуальными проблемами  сооружения ВЛ, – еще одно свидетельство того, что здесь есть научно-техническая школа проектировщиков, возглавляемая известными профессионалами.

   Перевод этой конференции в ранг периодической был бы полезен не только для проектировщиков, но и для разработчиков оборудования и материалов для ВЛ, САПР и другого программного обеспечения, необходимых для преобразования российских сетей в действительно умные.

Ольга Богданова, генеральный директор ОАО «Союзтехэнерго», г. Москва:

 

   – То, что такие конференции должны проводиться, сомнений нет. Мне кажется, что можно было бы немного расширить тематику: затронуть вопросы кабельно-проводниковой продукции, арматуры, изоляции и пригласить производителей этих видов оборудования. Ведь в любом случае, как бы ни были хороши опоры и фундаменты, но решение проблем умных сетей, а в данном контексте ВЛ как одной из их частей, во многом зависит и от других компонентов.

   Наиболее актуальные проблемы, а они касались в первую очередь вопросов проектирования, были изложены в докладах специалистов ЦИУС и СевЗап НТЦ. Проектирование – вопрос достаточно серьезный. 

Его качество в последнее время заметно снизилось в связи с появлением небольших частных проектных организаций, которые, находясь в составе строительных организаций или у них на подряде, сначала демпингуют на торгах, а в итоге не в силах осуществить проект надлежащего качества. Считаю целесообразным разделение торгов на выполнение работ по проектированию и на строительство ВЛ.

    Скажу еще об одном факте. Отсутствие единой системы автоматизированного проектирования (САПР) влияет, на мой взгляд, на качество выполняемых проектов. Проекты должны выполняться в прозрачном единообразном виде, чтобы с ними могли ознакомиться и заказчик, и строительно-монтажная организация, и любая проверяющая организация. Как сделаны расчеты, как в них
отражены данные геодезических и геологических изысканий, климатические условия по трассе ВЛ, это должно быть видно всем заинтересованным сторонам, и при необходимости у них должна быть возможность провести проверочные расчеты в уже готовом проекте, созданном в САПР.

    Холдинг МРСК разработал стандарт с требованиями к САПР, и я полагаю, что созданная недавно структура «Российские сети» может распространить его на все электрические сети страны.

    Еще одна из основных проблем – отсутствие у российских проектировщиков алгоритмов расчетов, рекомендованных МЭК. Нет сомнения, что САПР должна содержать алгоритмы расчета подвесных оптических кабелей (ВОЛС-ВЛ), новых типов проводов – высокотемпературных, а также более современные алгоритмы расчета стандартных АС-проводов. Вопросы пропускной
способности ВЛ должны решаться на основании расчетов, базирующихся на единых математических моделях. И такая САПР, применяемая во многих странах мира, есть – это PLSCADD, которая используется нашей компанией.

    И еще хотелось бы сказать о том продукте, который активно обсуждался на конференции, – многогранных опорах. Я думаю, что в сложных климатических условиях решетчатые опоры имеют преимущества по сравнению с многогранными. Когда я впервые увидела многогранные опоры, стоящие в центре Сочи, мне стало не по себе. В этом регионе тяжелейшие климатические условия:
сильные ветры и очень большая «стенка» гололеда, достигающая 40–45 мм, поэтому опоры должны быть очень мощными. В Сочи на линиях 110 кВ такие массивные многогранные опоры и установлены. Да, с точки зрения надежности электроснабжения они такими и должны быть, но с эстетической точки зрения эти опоры портят город.
    Решетчатые опоры более прозрачны, узорчаты, через них свободно проходит ветер и свет. На взгляд инженера, решетчатые опоры более легкие, чем многогранные, по климатике ничем им не уступают, а по разнице в стоимости вообще разговора нет.
    На конференции я, честно говоря, впервые подробно узнала про усиленные бетонные опоры, а точнее, железобетонные центрифугированные секционированные стойки. По-моему, это правильное направление развития – небольшие затраты при достаточно неплохой надежности. Естественно, при соблюдении технологии производства и обеспечении качества продукции.