Адрес: 191039, Россия, Санкт-Петербург,

Невский проспект, д. 111/3

III международная научно-практическая конференция
«Опоры и фундаменты для умных сетей: инновации в
проектировании и строительстве» 

29 июня — 01 июля 2016 года в Санкт-Петербурге состоялась третья Международная научно-практическая конференция «Опоры и фундаменты для умных сетей: инновации в
проектировании и строительстве», которая собрала ведущих экспертов в области воздушных линий электропередачи — руководителей и главных специалистов Департаментов ВЛ, Инновационного развития ПАО «ФСК ЕЭС», ПАО «ФИЦ», ПАО «ЦИУС ЕЭС», Департамента технологического развития и инноваций ОАО «Россети», специалистов ведущих научно-технических и проектных организаций, а также заводов-изготовителей. Организаторами конференции выступили НИЛКЭС ООО «ПО «Энергожелезобетонинвест» и Международная ассоциация фундаментостроителей, генеральный информационный партнёр конференции — журнал «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение».

При официальной поддержке:

Генеральные информационные спонсоры:

На конференции активно обсуждались вопросы формирования нового портфеля нормативных документов и инновационных технических решений, необходимость привлечения экспертов к отбору лучших практик для повторного применения на новых объектах.

Особый интерес вызвало обсуждение приоритетных задач проектирования, строительства, реконструкции и эксплуатации ВЛ, сформулированных на базе накопленного опыта возведения объектов.

Отмечена необходимость внедрения инновационных решений путем профессионального обучения специалистов и знакомства их с передовым опытом в проектировании, строительстве и эксплуатации.

Впервые представлена к обсуждению экспертная оценка профессионального дизайнера касательно требований к эстетике опор ВЛ в городских условиях и вблизи объектов федерального значения.

На большинство поставленных задач участники конференции дали ответы, предложив способы их решения, и привели примеры конкретного внедрения новых технических решений и технологий.

Подробно рассматривались вопросы разработки и внедрения новых конструкций железобетонных центрифугированных опор из секционированных стоек. Интересными были доклады об оптимизации параметров конструкции, о поиске решений по конструкциям узлов соединения секций, о разработке новых типов опор для конкретных ВЛ напряжением 500 и 330кВ.

Важное место было уделено комплексному подходу при создании новых опор: разработке технических требований, технических условий на новую продукцию; проведению цикла испытаний стоек опор, фундаментных секций, целиком опоры 500кВ и создание Технологических карт для монтажа опор.

Таким образом, была подчеркнута необходимость производства проектировщиком полного цикла работ, начиная от проектирования и заканчивая разработкой технологических карт, как необходимый фундамент, обеспечивающий дальнейшее успешное внедрение вновь разработанных конструкций.

Показательным явился вывод о минимальной стоимости новой железобетонной опоры при рассмотрении вариантов конструкций, в том числе решетчатых и многогранных опор, в рамках работы над проектом Л 500 кВ «Ростовская – Андреевская – Тамань».

Интересным оказался опыт Департамента ВЛ по использованию железобетонных унифицированных опор, выполненных на базе секционированных стоек, для замены дефектных опор в рамках технического перевооружения существующих ВЛ. Выяснено, что практически любая старая конструкция может быть заменена равноценной по геометрическим и техническим характеристикам типовой железобетонной опорой последней унификации из секционированных стоек. Этот факт позволит установить новые опоры на место дефектных без дополнительных перерасчетов пролетов и отвода земли, которые необходимы при использовании опор других конструкций. Железобетонные конструкции могут заменить и находящиеся в эксплуатации решетчатые опоры. Стоимость установки железобетонных опор практически вдвое ниже, чем при использовании многогранных аналогов старых конструкций.

 

В развитии темы железобетона был предложен доклад о современных методах сквозного контроля качества при изготовлении железобетонных конструкций на заводах. Были освещены вопросы внедрения новейших разработок по использованию добавок для создания бетона повышенной прочности и трещиностойкости, в частности для изготовления фундаментных конструкций на базе всем известных грибовидных подножников. Предложены способы ремонта ж/б конструкций с применением новых технологий и материалов.

 

 Важной информацией для участников конференции стали доклады про новые типы свайных закреплений (буроинъекционные микросваи, сверхглубокие буронабивные сваи), которые в настоящее время имеют положительный опыт использования в других отраслях промышленности и могут быть с успехом применены для фундаментов опор ВЛ.

 

Знакомство с опытом внедрения способов безопасного подъема и перемещения по опорам поставило перед разработчиками конструкций задачу оснащения новых и существующих опор специальными приспособлениями - лестницами с анкерными линиями.

 

Познавательным оказались доклады о разработке опор ВЛ 0,4; 6-10 кВ из композиционных материалов с выпуском Альбома для проектирования по заказу РАО «ЕС Востока» и о перспективах применения аналогичных опор в ПАО «Россети».

 

Опыт разработки и применения опор из многогранного профиля позволил оценить технические возможности современных заводов, в том числе и при создании эстетически привлекательных конструкций высокого напряжения. Кроме того, на основании уже более, чем 10 летнего опыта эксплуатации металлических фундаментов, выявлены проблемы их разрушения под воздействием коррозии. Одобрено предложение использования при новом строительстве многогранных и железобетонных опор инновационных фундаментов из центрифугированных железобетонных секций, стойкость которых в грунтовых условиях сопоставима с нормируемым сроком службы опор (50-70лет). Кроме того, эти фундаменты вдвое дешевле металлических, запроектированных на аналогичные нагрузки

 Заключающим аккордом конференции стали рассказы об уникальных проектах реконструкции ВЛ и ПС:

- разработка конструкций многогранных порталов нескольких типов для ПС330 кВ «Западная» в Санкт-Петербурге. Это техническое решение рекомендовано использовать при проектировании новых и реконструкции существующих подстанций;

- разработка лавиноустойчивой многогранной анкерной опоры и способов ее закрепления для ВЛ 220 кВ на Камчатке. Создана и реализована методика сбора лавинных нагрузок, проведено динамическое моделирование испытаний. Проектом предусмотрено изготовление новых фундаментов под подлежащей замене опорой с целью сокращения времени на отключение ВЛ;

- разработка свайных фундаментов для двух переходов ВЛ 220 кВ через Волгу в районе Балаково. Индивидуальный подход к сбору нагрузок на каждую опору и разработка облегченной конструкции металлических ростверков, собираемых на болтах, позволила резко сократить расходы на изготовление и монтаж 44 фундаментов переходов;

- нетиповой подход к решению вопроса устранения негабаритов на существующей ВЛ220 кВ с одновременным приведением конструкции в соответствие с требованиями современных норм позволил сэкономить на перестановке опор, сведя работы к перевешиванию подвесок на существующих опорах;

- перестановка опор на поверхностные фундаменты – способ борьбы с пучением свай. Имеющийся опыт перестановки опор 500 кВ на оттяжках предложено распространить на башенные решетчатые опоры, проблема с надежной эксплуатацией которых в условиях пучинистых грунтов особо актуальна в настоящее время;

 

Конференция, собравшая более 70 специалистов, позволила, обменявшись мнениями, наметить основные пути создания и внедрения новейших достижений в проектирование, строительство и эксплуатацию объектов электроэнергетики.